Администрация портов оптимизирует процессы: Доходы госпредприятия в первом квартале превысили плановые показатели, расходы – сократились

2 Июн

Накануне майских праздников председатель ГП «Администрация морских портов Украины» Андрей Амелин отчитался о достижениях начала года и рассказал о перспективах. Несмотря на сокращение грузопотоков, предприятие перевыполнило норму по доходу и прибыли. А еще АМПУ продолжает лоббировать интересы отрасли, привлекает инвестиции в развитие инфраструктуры, реформирует собственную организационную структуру, разрабатывает новую концепцию дноуглубления…

И не только.

Показали выручку

В первом квартале 2015 года чистый доход Администрации морских пор¬ов составил 1,7 млрд гривен, что почти на 6% выше плановых показателей. Чистая прибыль достигла 949,2 млн гривен (144,6% к плану). В бюджеты всех уровней и целевые фонды поступило 338,6 млн гривен платежей.

В январе-марте морские порты страны обработали 35,8 млн тонн грузов. Это на 2,5% меньше, чем за тот же период предыдущего года. Падение наблюдалось почти на всех основных направлениях: нефть – минус 93,5%, зерновые – минус 7,6%, контейнеры – минус 26,9%. Рост показали рудные грузы (+26,4%) и растительное масло (+6,6%).

Ситуация на востоке страны резко увеличила каботажные перевозки. В первом квартале они выросли более чем на 1000% – до 1,3 млн тонн. К примеру, в Мариупольский порт, который находится в регионе, отрезанном от поставок по железной дороге, многие грузы идут водным путем.

Сейчас убыточными остаются два филиала АМПУ: Скадовский и Ренийский морские порты. В 2014 году таких было четыре. Вывести в прибыльные удалось филиалы Измаильского и Белгород- Днестровскогого портов. Хорошие перспективы есть у Скадовского МТП, где планируется в ближайшее время начать отгрузку металлолома, зерновых и наливных.

На состоявшейся 28 апреля пресс-конференции председатель госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Андрей Амелин опроверг утверждения некоторых СМИ об увеличении расходов на содержание управленческого аппарата АМПУ. Напротив, затраты сократились в первом квартале 2015 года на 10 млн гривен.

Сокращение расходов, по его словам, будет продолжаться и дальше за счет объединения некоторых филиалов и оптимизации управленческого звена. В Мининфраструктуры уже подан пилотный проект реорганизации. Документом, в частности, предлагается филиал Усть-Дунайского порта присоединить к администрации Измаильского порта.

Как строить без финплана

Самым же больным продолжает оставаться вопрос утверждения финансового плана АМПУ на 2015 год. В конце апреля он все еще находился на согласовании в вышестоящих инстанциях. А без финансирования осуществлять капитальное строительство невозможно.

Тем не менее, Андрей Амелин назвал ряд серьезных проектов, намеченных к реализации. В частности, решено капитально отремонтировать здание морского вокзала в Измаильском порту, реконструировать контрольно-пропускные пункты в Ильичевском порту, автомобильную эстакаду Одесского порта и другие.

Среди крупных задумок – начало строительства причала №35 (1-з) на зерновом терминале «Бруклин-Киев» в Одесском порту. В начале мая будут открыты пакеты предложений подрядчиков, участвующих в тендере.

Продолжатся работы на контейнерном терминале Карантинного мола. Когда технологическая усадка намытого песка завершится, будет уложено покрытие на территории для складирования контейнеров.

Глава АМПУ также упомянул известную проблему – просевший год назад волнолом, построенный для защиты этого терминала. Компания, возводившая объект, обязуется начать восстановительные работы с 10 мая. Правда, еще не получены результаты экспертизы откорректированного проекта, в соответствии с которыми и будет окончательно решаться судьба волнолома. «Мы намерены его достроить и запустить в эксплуатацию», – заявил Андрей Амелин.

Законное творчество

Депутаты профильной группы зарегистрировали в Верховной Раде проекты законов, в разработке которых принимала участие АМПУ:

•          «О внесении изменений в Закон Украины о морских портах Украины»;

•          «О концессии в морских портах Украины»;

•          «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно оказания содействия процедурам логистики в морских портах»;

•          «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оказания содействия процедурам логистики в морских портах»;

•          «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены утверждения финансовых планов предприятий, которые являются субъектами естественных монополий, и предприятий с чистой прибылью более 50 млн гривен Кабинетом министров Украины».

Преимущество депутатской группы заключается в том, считает глава АМПУ, что она объединила парламентариев из разных фракций. Это дает надежду, что документы будут быстрее рассматриваться в соответствующих комитетах и выноситься на заседание Рады.

Силы неисчерпаемые

В 2015 году дноуглубление, как рассказали в Администрации, будет проведено в Бердянском, Мариупольском, Одесском, Измаильском, Ильичевском, Белгород- Днестровском морских портах, а также на глубоководном судоходном ходе «Дунай – Черное море». При этом решено несколько изменить концепцию проведения этих работ. Эксплуатационное дноуглубление планируется осуществлять собственным специализированным флотом. Для этого созданы все технические и организационные предпосылки.

В апреле завершился процесс передачи с баланса ГП «Черазморпуть» на баланс ГП «АМПУ» земкаравана. В его составе многочерпаковый земснаряд «Рион», самоотвозные шаланды «Крымская-3», «Крымская-9», самоотвозной землесос «Тилигульский», завозчик якорей «М3-318». Дноуглубительный флот будет сконцентрирован в филиале «Дельта-лоцман». Сейчас суда ремонтируются, по окончании нерестового периода начнут работу на Бугско- Днестровско-лиманском канале.

У такого подхода несколько преимуществ. Будет существенно снижена доля выполнения работ сторонними организациями, которые диктуют свои цены, значительно удешевятся работы. Появится возможность уйти от очень сложных и длительных тендерных процедур, легче будет принимать оперативные решения по конкретным акваториям. Если жизнеспособность концепции подтвердит практика, сказал Андрей Амелин, то не исключено, что в дальнейшем собственный флот будет наращиваться путем аренды.

Силы заимствованные

В портах Азовского моря ситуация противоположная. АМПУ приглашает крупные иностранные дноуглубительные компании принять участие в конкурсе на проведение дноуглубления в Бердянском и Мариупольском портах. Здесь предстоит вынуть около 2,2 млн куб. м грунта. Ожидается, что стоимость работ составит примерно 300 млн грн.

Журналисты поинтересовались у Андрея Амелина, насколько целесообразно приглашать сторонние компании, если формируется собственный флот и есть землесос «Меотида». Его в свое время приобрел Мариупольский порт, но позже оборудование было отправлено на работу в Черноморский бассейн.

«Мы такое решение приняли в целях безопасности и сохранения государственного имущества, – пояснил председатель АМПУ. – Судно «Меотида» вывели из Азовского бассейна, чтобы в случае ухудшения политической обстановки не повторилась крымская ситуация, где остался и наш флот, и имущество. По этой же причине мы хотим завести туда частную компанию. Ей будет легче разбираться с возможным форс-мажором».

Курс поправили

АМПУ ведет переговоры с компанией «Мёбиус Констракшн» о продолжении работ по дноуглублению в акватории Южного. Планы там тоже изменились. К середине мая специалисты должны откорректировать прежний проект, на основе которого будут приняты дальнейшие управленческие решения.

Андрей Амелин напомнил, что первоначально предполагалось довести глубины у причалов ГП «Морской торговый порт «Южный» до 21 м. Однако практика показала, что вполне достаточно существующей осадки в 18,5 м. Поэтому дальнейшее углубление у причалов отложено на неопределенный срок.

Администрация портов приступит к выполнению второго этапа проекта – приведению подходного канала к той геометрии, которая позволит надежно и качественно эксплуатировать и канал, и акваторию порта. Если не изменить укосы канала, может произойти обвал земли и осадка уменьшится.

Старое не сдается

Процедура согласования дноуглубительных работ с различными контролирующими органами остается основным сдерживающим фактором в развитии портовой инфраструктуры. «К сожалению, мы сталкиваемся с очень сильным противостоянием, – сказал он. – Эти структуры категорически против каких-либо упрощений и отказываются согласовывать проектизменений в постановление КМУ №557, подготовленный АМПУ и согласованный с Мининфраструктуры».

Из-за ситуации на Востоке каботажные перевозки выросли в десять раз – до 1,3 млн тонн


Иногда, чтобы поломать старые схемы, которые провоцируют коррупцию, приходится идти на кардинальные меры, вплоть до смены персонала. В АМПУ так поступили при переходе на систему электронных тендеров Prozorro. С ее помощью осуществляются «допороговые» закупки (товары и работы – до 1 млн гривен, ус-луги – до 5 млн гривен). В электронном виде предложено уже более 40 товаров. Проведение тендеров можно наблюдать в режиме on-line с помощью страниц на сайте YouTube.

К изменениям не все были готовы. С одной стороны, потенциальные подрядчики еще плохо понимают, как все происходит.

С другой – кадры в отделах, отвечающих за закупки, оказались не готовыми к такому повороту событий. В службе закупок АМПУ пришлось практически полностью сменить персонал. Службу перевели в Одессу, где она находится под контролем и сможет лучше взаимодействовать с остальными подразделениями администрации.

Андрей Амелин призвал специалистов и общественность все сигналы о нарушениях при закупках направлять в АМПУ, где создана мощная служба экономической безопасности, контролирующая работу филиалов. «Мы пошли на децентрализацию филиалов, но, к сожалению, процесс идет тяжело, – сказал глава АМПУ. – Персонал, который входит в тендерные комитеты, не справляется с поставленными задачами. Выход – в укрупнении этих служб, возможно, объединении в единый центр на базе нескольких филиалов».

Вложения без гарантий

Журналисты не могли обойти вниманием «бракоразводный» процесс частного «Контейнерного терминала «Ильичевск» и ГП «Ильичевский морской торговый порт». На протяжении шести последних лет суды разных инстанций дважды разрывали эти отношения как «невыгодные государству» и один раз возвращали статус-кво в пользу частного контейнерного терминала, т.к. его уход мог «нанести невосполнимые потери» тому же государству. История стала окончательно «мутной», заметили журналисты и поинтересовались, какие факторы повлияли на очередной разрыв отношений и в какой в форме, частного или государственного оператора, работа терминала будет эффективней?

«Этот вопрос надо задавать инициаторам развода – руководству Ильичевского порта, – ответил Андрей Амелин. – С таким же вопросом АМПУ выходила и на «КТИ», и на руководство ГП «ИМТП». Стивидорная компания «КТИ» платила фиксированным платежом долю от совместной деятельности с ИМТП. Но в совместную деятельность были переданы четыре причала (№№3-6), которые в ходе портовой реформы и разделения функций на хозяйственную и административную перешли на баланс АМПУ. По нашим оценкам, доля АМПУ за эксплуатацию причалов в фиксированном платеже составляет порядка 32%, с момента начала реформы это не менее 20 млн гривен. К со-жалению, мы не были услышаны руководством ИМТП и подали иски в Хозяйственный суд Одессы с требованием компенсировать неполученные платежи».

Администрации портов пришлось почти полностью сменить персонал в службе тендерных закупок


«Насколько я знаю, «КТИ» намерено и дальше оспаривать правомерность принятых решений, – подчеркнул Андрей Амелин. – Но так как договор расторгнут, то наше имущество в виде причалов должно быть передано АМПУ, после этого мы будем выстраивать отношения с тем оператором терминала, который приступит на нем к работе. Мы нацелены на то, чтобы эффективно использовать госимущество и получать за его эксплуатацию соответствующую оплату». В любом случае подобные судебные истории с компаниями, чье имя на слуху, не повышают доверие инвестора к стране.

Резонансное дело

За рамки Украины вышел и скандал, связанный с одним из крупнейших инвесторов компании с иностранными корнями «Бруклин-Киев». Прокуратура на основании постановления районного суда в рамках проверки работы налоговой инспекции, как пояснили в пресс-службе Одесской облпрокуратуры, провела в конце апреля обыск в офисе «Бруклин-Киев» и изъяла документы за последние три года, компьютеры, серверы и другие электронные носители. По мнению гендиректора Юрия Губанкова, одесская прокуратура отрабатывает заказ конкурирующей фирмы.

Председатель АМПУ считает, что эта история не добавляет плюсов нашей стране. «Это критически нехорошая ситуация, – уточнил он, – потому что мы начинаем строить причал с учетом дальнейшего развития зернового терминала «Бруклин- Киев». Может случиться так: построим причал, а компания свернет проект. И у нее будут на это основания».

Андрей Амелин считает, что если у контролирующих органов есть вопросы к компании с иностранными корнями, то их надо выяснять более цивилизованно. «Год назад «Бруклин-Киев» получил от ЕБРР кредит в $60 млн на строительство зернового терминала, а это значит, что был пройден полноценный международный аудит Deloitte. Если возникли сомнения в появлении налогового кредита в- 640 тыс. гривен НДС, то для этого не надо делать выемку документов за трехлетний период», – отметил глава АМПУ. Пока ситуация остается в поле внимания и Министерства инфраструктуры, и Администрации портов.

На вопрос журналистов, что нужно делать, чтобы гарантировать защиту инвестиций в портовую отрасль, Андрей Амелин ответил однозначно: «Только приватизация. Инвестор должен заходить в порт и четко понимать, где его ответственность, а где — государства. Кабмин уже принял решение об исключении государственных стивидорных компаний из списка не подлежащих приватизации. Это изменение, надеемся, законодательно будет принято парламентом и откроет путь к существенному увеличению инвестиций в порты Украины. Конечно, останутся в силе аренда, концессия. Но на сегодня это не основной путь для развития отрасли».

Автор: Валентина МИХАЙЛОВА

Источник: Порты Украины. – 2015. – № 4. – С. 20 – 22.